www.ili-nat.ru

  • Full Screen
  • Wide Screen
  • Narrow Screen
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Трое из Венеции

Печать

Тинторетто-Христос и грешница-supersmallГМИИ им. Пушкина. Выставка "Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Картины из собраний Италии и России"

Трое из Венеции в Пушкинском. Тициан, Тинторетто и Веронезе. Зачем нам туда? Ну, во-первых, познакомиться с Тицианом, если кто не знаком. Мимо "Саломеи" точно не пройдешь: она держится особняком, и правильно делает. Судя по сюжету, картина писалась в назидание всем мужчинам, чтобы голову не теряли от женщин.

Саломея прослыла фам фаталь, роковой красоткой, когда ее мать якобы поймала царя Ирода на слове, что ради одного танца Саломеи он готов на все. И потребовала, нехристь такая, голову Иоанна Крестителя, которого вообще-то не собирались обезглавить. Может, мать сводила с Иоанном личные счеты, а отдувается за нее теперь дочь. Точнее, натурщица Виоланта в образе Саломеи. У Тициана тоже личное, он сложил голову перед юной Виолантой-Саломеей - правда, только на картине.

Другой тицианов портрет - кардинал Алессандро Фарнезе, тот еще донжуан, отец как минимум одной внебрачной дочери. Сан ему не мешал предаваться мирским утехам. Why not? Если твой дядя - папа Римский Павел III. Нам настойчиво дают понять, что Тициан вопреки мифам о голодных художниках не бедствовал, даже наоборот - обрастал связями во властных кругах, был личным художником самого влиятельного политика Европы - Карла V, императора Священной Римской империи. То, что венецианские купцы (Венецией правила группа олигархов) были основными спонсорами и заказчиками Тициана, говорит об их безупречном вкусе и больше ни о чем. Сам же Тициан не знал себе равных в портрете, и проницательный взгляд его кардинала Фарнезе, эта мужская энергетика, ощутимая даже на холсте, хорошо объясняют, почему Рембрандт, например, считается учеником Тициана.

#Тинторетто как портретист уступает Тициану в драматизме. Нет у него монументальности в изображении людей и выражении их лиц, той тициановой особой экспрессии и пафоса, но и писал "маленький красильщик" для людей поскромнее олигархов. Самая заметная на выставке картина Тинторетто - 5-метровое полотно "Тайная вечеря" - написана им для церковной общины и никогда не вывозилась из базилики Сан-Маркуола, то есть нам повезло.

Самая мало заметная - "Христос и грешница" - отличается непрописанной рукой Христа и драматизмом, потому что сюжет на тему "кто из вас не без греха, пусть первый бросит в меня камень" всегда актуален. И это единственный случай, когда Иисус что-либо сам написал, без помощи учеников, да и то, по верному замечанию Борхеса, никто не понял, что именно. Что сын Божий хотел сказать падшей женщине, водя неверной рукой по песку? Что-то о любви или наоборот? Наоборот - вряд ли. Он же простил ее.

Вот еще одна причина пойти на выставку в ГМИИ - разобраться, чем Тинторетто отличается от #Веронезе. С Тицианом понятно: он самый старший из троих, родился еще в XV в., заложил основы нового направления венецианской живописи. Ее особенности восходят к полемическому утверждению Джорджо Вазари, что якобы флорентийцы были умелыми рисовальщиками, а венецианцы — более искусными колористами. В итальянском языке даже есть понятия "красный Тициана" и "зелёный Веронезе".

С Тинторетто никакой цвет не ассоциируется, хотя можно было бы назвать в его честь оттенок коричневого;) Может, в работе с цветами он и уступал своим коллегам, — зато его живопись была очень динамичной, сильной, его манера хорошо подходила для религиозных сюжетов. Вот "Снятие с креста", близкое с хроматической точки зрения к Веронезе, поскольку цвета помогают Тинторетто передать драматизм почти двойной смерти. Бледный лик Марии искажен страданием, она лишилась чувств при виде мертвого сына. Да еще тела легли драматично крест-накрест. Тинторетто - просто мастер "физической" трактовки религиозности. Этим и известен.

Веронезе же отличался большей деликатностью в красках, считался нежным художником. В умении сочетать цвета у него не было равных. Но прославился он тем, что классические сюжеты помещал в декорации современной ему Венеции. Вот откуда ноги растут у сегодняшней моды на реконструкции и костюмные фото.

Кураторы выставки в Пушкинском выбрали его "Сусанну и старцев", поскольку этот сюжет типичен для Веронезе, автора бессчетных вариантов на тему библейского сюжета о том, как двое старейшин домогаются девушки в ее же саду. Мужняя жена Сусанна отказывает им, те грозятся обвинить ее в прелюбодеянии (судьи же) и забить камнями, но верная невеста Христова (жемчуг на голове) предпочитает смерть бесчестью. Если "Саломею" вешали в спальне в назидание мужьям, то "Сусанну" - женам, чтобы берегли честь с молоду. Что не мешало девушкам взирать на шашни замужней "Венеры с Марсом", написанной тем же Веронезе. Или для разнообразия - с Адонисом.

Это еще одна причина пойти на выставку - посмотреть картину-сенсацию "Венера и Адонис", где Венера не пускает возлюбленного на охоту. Оказывается, ее написал Тициан, а все думали, его ученики. Выяснилось это недавно, после многолетних исследований и досконального анализа полотна. Открытие сделала Виктория Маркова, главный научный сотрудник ГМИИ и куратор выставки. Картина годами лежала в запасниках и в историю искусства вошла только сейчас. Неожиданно! По такому случаю можно и других венецианцев позвать. Позвали, но ненадолго. Выставка до 20 августа, а дальше аривидерчи!

Я думаю, выставка ради того и собиралась, чтобы Венеру всем показать и похвастаться музейной находкой: а у нас в Москве Тициан! А у вас? Во всем шерше ля фам, в общем;)

 

Тициан-Саломея-s

Тициан-Портрет кардинала-s

зрители на выставке-s

Вернезе-Сусанна и старцы-s

Веронезе-Тайная вечеря-s

зрители на выставке-s

зрители на выставке-2s

ГМИИ-Венеция Ренессанс-s

 

You are here: апART лорнет Трое из Венеции