www.ili-nat.ru

  • Full Screen
  • Wide Screen
  • Narrow Screen
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

О "Прогулке"с Учителем (А), Пушкиным и «Мертвецом» "в день полнолуния"

Печать

"Дорожное" кино, ili роуд-муви рулит по стране и... нами;)

minivel-norway2«Суть странствия – в отстранении. Ведь кто бы из нас не хотел избавиться от страданий или освободиться от бремени зависимости» (Ж.Санд). «На большой мне, знать, дороге// Умереть Господь судил" (А.С.П.)

Редкие, но меткие вело-вылазки на север, в прибрежно-санаторные зоны Клязьменского вдхр. и обратно, бесконечные галопы по родным европам, по нашим "русским Швейцариям" и ривьерам. Экспресс-динамика подмосковных трасс в каждом мускуле – до чесотки в ладонях. Но в иные уикэнды и она сменяется на напряг долгих, в сотни километров, автопробегов.

Экипаж из шести (плюс-минус двое) более-менее постоянен, но ряды «мобильного отряда» неизбежно редеют, пополняя молодые семейства детьми, а значит, окружение наше – оседлыми парами. Мы же в дороге – все время и везде, как только представится шанс в виде сдвоенных праздников и всеобщих каникул. В кайфе драйва уже от одной только цели «куда глаза глядят», точнее, бесцельности.Потому как совершенно по барабану в изменчивом и сто раз выпукло-прогнутом мире, куда? Главное, с кем. И главное – ехать. Откуда во мне/нас эта охота к перемене мест? И в такой еще – коллективной форме? Не счастье ж ищем и не от счастия бежим: оно вроде бы рядом, при нас, приручено за годы одиночного и парного быта и катания. Дел дома нет? Да есть, куча не мала: вечно недоглаженное белье, сколько ни перегладь, окна и полки требует тряпки, сколько ни мой…

 Я еще понимаю всеобщую мобилизацию страны на моря-океаны: отрыжка от многолетий взаперти и подспудный страх железного занавеса. Но здесь дорога ради дороги. Как ожившая иллюзия-хронотоп 60-х с их главным манифестом – книжкой А.Грина «Дорога никуда». Только вместо рюкзака-ледоруба-томика Гарсиа Лорки – вместительный багажник, чтоб на всех хватило, кредитка и чья-то бонусная карта на бесплатные заправки, желательно ТНК-BP, и наладонник с вбитой движухой от Лукьяненко и Глуховского. Цели практически не изменились: по-прежнему мы легких путей не ищем и едем за мечтами, за туманами и за запахом тайги. Но смысл иной, даже диаметральный. Не жажда трудностей – искренне и надрывно любимых, с чеканной формулировкой порывов «будем понимать мы эти штормы как желанный повод для борьбы». А наоборот, побег от трудностей – видимых и потенциальных. Отдых, понимаемый как полный разгруз: имеем право уйти в отрыв от все того же - белья, окон, полок, ужинов-обедов, долгов, арбайтен… От всего, что так омрачает сны, препятствует выработке желудочного сока и грузит лишними размышлениями.

 Поэтому из всех шедевров незабвенного "нашего все" Пушкина, кроме «Онегина», к его юбилею, например, выбирала под замысел одного журнала «Медного всадника». Как вещь, актуальную не столько в теме «человек и цивилизация» (хотя пушкинист Валентин Непомнящий умудрился найти параллели «МВ» с progulka_uchitelсовременностью в плане отчуждения пипла от реала посредством техники), сколько в проблеме гипо-динамики. Наш собрат, «сытенький европеец», не хуже бедолаги Евгения бежит туда, куда…. И от себя, и от симптом тревожных.

 Кстати, случайно или нет, но хорошо выраженных в умозрительном, но тенденциозном фильме Алексея Учителя «Прогулка» (мною – так получилось - не сразу  увиденном), где крайняя архаичность фабульного механизма – дорожного – оправдана примитивом реалий. Мальчишкам-героям на личном фронте категорически не везет, Оля (Ирина Пегова) вообще счастлива, только когда скотствует, как Онегин, сталкивая эксперимента ради, («для скуки или наблюденья») всех трех своих мужиков лбами. Ее тревога… она ежеминутно испытывает мир на прочность – но ничего прочного, даже хваленая мужская дружба развалилась после часа общения с примитивной стервой. Болото, болото, и город на нем (Питер здесь здорово сыграл свою привычно «пушкинскую» роль инициально-смертной топи). И в душах – оно же, болото. И рваный ритм, и ручная камера под Ларса фон Триера, и сюжет, под Сокурова снятый единым планом, без монтажа, превратили гладкий трагифарс о наклюнувшихся буржуа, у которых старые понятия об облико морале утрачены, а новые, вроде консервативных ценностей заморских тори - читателей «Times» и «New Yorker», не обретены - в печальную, нервную историю о всеобщем беспокойстве, о зыбком городе-государстве и зыбком же в нем существовании. В историю, которая и вынесла диагноз обществу – «дорога никуда».

 Эта же «дорога никуда» сходным образом двигала не такие уж давние «День полнолуния» Шахназарова, и сюжеты бесчисленных роуд-сериалов типа «Бумера» и «Дальнобойщиков», где сколько-нибудь внятной фабулы нет, где дорога – сама фабула. Принцип тот же: путешествие небольшой компании и – флэш-бэками и флэш-фьючерсами – судьбы (иногда поучительные) всех встречных, которые запросто могут стать поперечными. И, кстати, в своем засилье road-movie одинаково симптоматично и тревожно для любого времени. Вспомнить тех же криминальных «Бонни и Клайда» Пенна, и «Попутчика» Р.Хармона, «Трассу 60» Боба Гейла, «Мертвеца» Джармуша, «Под покровом небес» Бертолуччи, где герои путешествуют с маньяками, дьяволами, покойниками или по ходу сами сходят с ума. И депрессивные годы – 60-70-е… теперь девяностые-нулевые… «Дорожное» искусство, а с ним хронотоп, активизируется, когда общество не тронулось в путь, а затопталось на месте… и все иные сюжетные схемы, кроме простейших «странствий», перестали работать. Иные сюжеты в распавшемся мире, со смещенными представлениями о добре и зле, видимо, вообще невозможны.

Глобальненько. А если по-простому, не замахиваясь ни на глобус, ни на Вильяма нашего, понимаешь, Шекспира – рассматриваю свое семейно-коммунальное «малое» как часть всеобщего «большого». Да, «женщину зовут Дорога, какая долгая она…», но ведь для всех же, а не отдельно взятой ячейки. Да – диагноз. Да – никуда. Но всем нутром надеешься, зовешь и плачешь: шарик (зеркальце), а может быть, туда?… И вопреки законам жанра в автопробеге-light ищешь приключения на свою за* пардон, препятствия для выработки желудочного сока. Да посильнее банальных колдоебин костромских бездорожий имени Ивана Сусанина или пожарищ в придонских степях;)

HEADER  

# gerda
Смузицировала, Муза :-) Распотрошила копилку памяти-опыта, спровоцировала на поиск картинко в интернете с изображением Route 66, щас прибью в шапку блога в качестве основополагающе й мысли.
Тема – пахать еще и пахать ;-) И своя в доску, учитывая, что детства приучили к параллелям и перпендикулярам дорог. Надо разродиться мыслью. Спа!
ПС: На велике кататься не умею)) чем вызываю презрительный смех у окружающих, а маму таки этим довожу до кондиции *так и не вышел толк из ребенка* ;-) Тренажерозаменя ю))
# tasha iliminator
*так и не вышел толк из ребенка* :o :D
... зато читал Адама Смита, и был великий эконом)))
без ёрства ;-) метафизику Верну не нужно было иметь страсть к парусам, чтоб обкатать мыслью весь мир))
ПС. Тренажеры - к зиме приберегаю, лето - сижу "на колесах"))) Хоть и напомнила, Гер, что пора-пора... покоя сердце просит)
Route 66 при внешней простоте мысли-идеи и меня цепанул близостью проблемы - прям-таки сартровским "бременем выбора" (это возвращаясь к разговору о трудностях свободы). И удивительно простое, как в сказках, разрешение экзистенциально го вопроса: шарик (иль палочка-выручал очка, или волшебный клубок, иль конек-горбунок - без разницы) избавляют от выбора.. до поры, до времени. С главным же вопросищем жизни-смерти челу все равно суждено остаться один на один :cry: :-)
# taSS upolnomo4en
Эх, дорога, пыль да туман (c) А ты говоришь роуд-муви - вторичный жанр, не больше. Хотя список можно продолжить и углубить многократно!
Спасибо, содрала наросты с незаживших болячек летних похождений :o
# tasha iliminator
Неа, я говорила не о вторичности, но архаичности жанра. А это две большие разницы :lol:
Первый - из старейших, так сказать. "горизонтальная " схема без всяких инверсий, наплывов и приемов параллелизма. Организовавший почти все фольклорные сюжеты - от "Илиады" до "Колобка". Прочие, более высокоорганизов анные сюжеты либо невозможны в разрухе реала, либо этнос/народ до них не дорос
Прежде чем построить избушку лубяную и посетить 12 месяцев (по-научному, освоить топос дома), надо сочинить элементарную историю без сюжета, где дорога сама по себе сюжет... "Элементарная" - здесь термин провокационный, поскольку и Гомер, и Байрон, и Булгаков, и даже более поздний Ерофеев, не говоря уже о мастерах кино с их шедевральными или, по крайней мере, серьезными "Дуэлью" (Спилберг) или "Алисой в городах" Вендерса (список можно продолжать - ты прав!) сумели нафаршировать "дорожную" фабулу и потрохами метафизики, и жилами жизни.
Но это долгая тема, важно другое (о чем и чирикнула в постскриптум дня). Что роуд-муви (сам по себе жанр НЕ примитивный) уже одним своим появлением и засильем в чутком ис-ве (лит-ре или кино) говорит (может говорить) о деградации. Роуд-муви как отражение полураспада... как тебе? ;-) .. и одновременно выражение тревоги по этому поводу... сорри, начинаю занудствовать :o :cry:
# taSS upolnomo4en
важно другое (о чем и чирикнула в постскриптум дня). Что роуд-муви (сам по себе жанр НЕ примитивный) уже одним своим появлением и засильем в чутком ис-ве (лит-ре или кино) говорит (может говорить) о деградации. Роуд-муви как отражение полураспада...

и опять ни прибавить, ни убавить :sigh:
я вижу здесь один постскриптум дня: общество КАТИТСЯ к черту :D :o
# je amo
А родилась спасительными 911... ;-)
Таш, я совсем не путешественник, сама не понимаю почему. Мои- другие. Им нужно с утра куда-то мчаться и постоянно с чудесами тонуса на виражах. Мне приятней музыку послушать, самой потренькать, а фитнес- это тряпковое по дому. Да, нравится и с удовольствием.
А *дорожное*- один из самых выгодных и удачных сюжетных. Взять любой шедевр. Что в основе? Путешествие.
Уж проговаривала, что *Идиоты* просмотрела со слезинкой.
А Бонни- это навечно(приклеи лось).Хотя фильм- немного отторжением, да и история с ними - все туманно и мутно. И минус ноль налета дешевой романтики, и Клайд- гомосекс, и вообще грошовые убийцы. В каком-то журнале читала о Паркер, что-то вроде дневникового- это запомнилось.
Первое, что пронеслось. ...до Байрона и Ч.Гарольда :-*
# tasha iliminator
Не скажиии! Как раз в классическом "Бонни и Клайде" А.Пена (если мы об одном и том же) романтизация густым слоем на пироге с прогнившим содержимым:двух циничных и абсолютно безбожных воришек-убийц превратили чуть ли не в Робин Гудов. И эта тема с ограблением только банков (в смысле, только богатых) ханжеская, такой оправдательный трюизм в духе "все награбленное сироткам"...Но это же Голливуд, там нельзя иначе :cry:
В одном соглашусь: мне романтизация насилия – никоим боком… и к фильму прохладно по той же причине, хоть и осталось из детского нежно-трепетног о к рыцарским романам симпатия к «Робин Гуду», даже в современной костюмировано-п рилизанной стилизации… Сахар сентиментальнос ти, правда, не дал досмотреть больше двух серий ;-)
Касательно темы путешествий... Намек принят, но и озвученная тема с подвохом ;-) Конечно! Все шедевры от «Одиссеи» с «Энеидой» и Дуранте Алигьери, от «Дон Кихота» и «Уленшпигеля» до «Фауста», включая Чайльд-Гарольда , Онегина, не исключая авантюрные «Похождения…» Чичикова или Швейка, оформлены как странствия. Поскольку дорожный, ты права, самый удобный сюжет, способный заодно дать широкую панораму страны на переломе.
Кста, ты навела на мысль, не оттого ли все романы-странств ия и роуд-муви – на переломе времен, Ильф с Петровым не исключение))) Даже Бонни и Клайд при всей грандиозности бандитской карьеры – удивительно неумелы в столкновении с реалом. К финалу жизни они не пользовались популярностью. Жизнь вокруг устаканилась, и всем – чистым и нечистым – одинаково фигово пришлось. И только эпоха хиппи вернула моду на странную парочку. Но опять – на вехе.
Косяки роуд-муви говорят об отчуждении… ни Одиссей, ни Фландрий, ни Бонни с Клайдом не чуяли под собою страны, какой бы депрессивной или иллюзорно расцветной Итака иль Америка не представлялись им. Если кто-то куда-то идет – не факт, что придет ;-)
# je amo
Можно и мелочью звенящей, но вагонами,- знакомый шутил так.
Теперь я: как-то тест проходила по какому-то психотипу- оказалось я Дон Кихот. Это вряд ли. Ни единой мельницы, Санчо и Дульсинеи на горизонтах :cry: :lol:
Эт я частенько цепляюсь к тем,где нахожу попадания в свою центричность и всякие эго)))) Вот и копала долго, а не нудно ;-)
# c.poster
Вижу, словечко "архаичный",точ нее, отрицательная его коннотация всех задело ;-)
Вряд ли здесь можно говорить о деградации ис-ва. Контаргумент: а эпос начиная с Хождений Эдды, Калевалы, "Илиады" и "Сида" и заканчивая соврем. романами-странс твиями, в том числе? о каких признаках тления речь???!
Другое дело - пиковые и переломные моменты истории как стимуляторы "дорожного" жанра...Здесь соглашусь, что лит-ра (кино) как отражение (кривое или провидческое) реала и тут зеркалит брожение мира - броуново движение, чемоданное настроение, всеобщее ощущение потерянного дома (страны, ориентиров) и бесцельность, неприкаянность блужданий-искан ий (когда ходит-ходит и ни к чему не приходит). В этом смысле и тезисы, и примеры (длинный ряд предлагает километры дополнений) точны и уместны, да! :D
# tasha iliminator
Ну, значит, никто не поддался на полу-сознательн ую провокацию с "устаревшим" жанром. Самой себе же могу возразить: а многоплановость "Дон Кихота" и...ну приведем всенародно любимого "Мастера и Маргариту". Выбранный Булгаковым жанр - ПРОСТЕЙШИЙ из стилей? ;-) :-?
Мерси за поддержку :D
# adasheff
+10 :D Автор, жги еще... глаголом!
эко ж ты провела параллели и перпендикуляры :cry:
# tasha iliminator
"Но радостно мне знать, что я знаком с читателем двухтысячного года!" (с) :D Спасибо! ;-)
You are here: арлеКино проектор О "Прогулке"с Учителем (А), Пушкиным и «Мертвецом» "в день полнолуния"